+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Банкротство казенного предприятия

Банкротство муниципального казенного предприятия

Банкротство казенного предприятия

Коммерческие (унитарные) предприятия обладают по закону особым правовым статусом. При возникновении проблем материального характера в их отношении также может инициироваться процедура несостоятельности. Но банкротство унитарного муниципального предприятия имеет определенную специфику. Подробнее об этом, читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Что такое МУП и ГУП

По гражданскому законодательству юридические лица могут образовываться в различных организационно-правовых формах. Одним из видов организаций по ГК РФ являются унитарные (бюджетные) предприятия. Они создаются муниципалитетами или гос. органами, и именуются ГУП или МУП в зависимости от статуса собственника имущества.

Отличительными особенностями таких коммерческих предприятий являются:

  1. Учреждать их вправе Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципалитеты.
  2. Уставы предприятий должны утверждаться соответствующими органами РФ, ее субъектов или муниципалитетов.
  3. У них отсутствуют права собственника на передаваемое учредителями имущество. Использовать его возможно только на правах хозяйственного ведения, оперативного управления.
  4. Они отвечают по их собственным невыплаченным долгам всем своим имуществом. По долговым обязательствам владельца переданного им имущества они не отвечать не должны
  5. Ликвидироваться МУПы и ГУПы могут при приятии соответствующего решения их учредителями.

Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)

Из положений статьи 65 Гражданского кодекса (ГК РФ) следует, что процедуры банкротства могут вводиться в отношении практически любых юр. лиц. Исключения составляют религиозные организации, политические партии, казенные предприятия (учреждения). Фонды и государственные корпорации могут банкротиться, только если это напрямую указано в законе.

Получается, что банкротство государственных и муниципальных предприятий допускается, только если они не являются казенными. К числу казенных относятся учреждения (предприятия), создаваемые на базе федерального имущества с правом оперативного управления им.

Основные моменты банкротной процедуры содержатся в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002. Отдельные нормы прописаны также Гражданским кодексом. Статьей 35 закона о МУП предусматривается, что при установлении его неплатежеспособности на стадии ликвидации, нужно обращаться в арбитраж с заявлением о несостоятельности.

Отличия несостоятельности МУП от остальных организаций

Банкротство МУП осуществляется по общим для всех юридических лиц правилам с некоторыми особенностями. Они обусловлены особым статусом этих предприятий, их руководителя и переданного им имущества.

Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, а также уполномоченными органами (например, налоговой).

При первом варианте такое решение принимается ее руководителем. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.

Собственник чаще всего решает ликвидировать предприятие, а в процессе уже обнаруживается его несостоятельность.

После этого руководителю МУП (ликвидирующей его комиссии) поручается подготовить и подать заявление о банкротстве.

Причины банкротства

Банкротство ГУП или МУП осуществляется при наличии установленным специальным законодательством основаниям.

Основной причиной выступает несостоятельность юридических лиц. Под ней понимается неспособность предприятия удовлетворить требования всех кредиторов полностью.

При выявлении такой неспособности собственник МУП (ГУП) или его кредиторы просят суд признать предприятие банкротом. В последнем случае речь ведется о принудительной ликвидации организации.

Процедура признания МУП несостоятельным

Рассмотрением дел о банкротах занимаются арбитражные суды. Процедура признания организации несостоятельной осуществляется в несколько этапов:

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.

  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.

  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его.

    Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Читать дальше:  Гарантийное письмо образец об оплате услуг скачать

Указанные процедуры могут вводиться судом на основании отчетов, предоставленных арбитражными управляющими. При этом допускается их непоследовательное введение судом. Информация о начале производства о банкротстве предприятия печатается в СМИ, доносится до всех кредиторов, в налоговую.

В некоторых случаях арбитраж может сразу принять решение о необходимости ликвидации задолжавшего юр. лица. На основании вступившего в силу акта вносится запись о прекращении деятельности МУП в ЕГРЮЛ.

Критерии для признания несостоятельности организаций

Причиной банкротства юр. лиц, как было указано выше, является невозможность удовлетворение требований всех кредиторов.

При этом законодательством устанавливаются критерии неспособности исполнения должником своих обязательств.

Для выявления признаков несостоятельности важно учитывать срок неисполнения обязательств, а также их размер.

Невозможность выплаты долгов (по сделкам, трудовым договорам, обязательным платежам) на лицо тогда, когда допущена просрочка по исполнению имеющихся требований более, чем на три месяца. Этот срок отсчитывается с той даты, когда это требовалось сделать.

Что касается суммы, то для несостоятельности юр. лиц размер долгов должен составлять не менее трехсот тысяч рублей. При этом оценивается вся задолженность в совокупности по разным видам обязательств и обязательных взносов в бюджет.

Последствия банкротства унитарных предприятий

При введении каждой из процедур, для банкротящихся предприятий возникают те или иные последствия. Если судом выносится по итогам рассмотрения решение о несостоятельности предприятия, то вводится конкурсное производство. С этого времени все органы управления МУП прекращают осуществлять свои полномочия.

Далее производится оценка его имущества, выплачиваются долги кредиторам, деятельность юр. лица прекращается. Сведения о завершении конкурсного производства передаются в налоговую. На их основании вносится запись о ликвидации организации в реестр. С этого времени предприятие перестает существовать.

Заключение

Унитарные предприятия, как и другие коммерческие организации, могут банкротиться. Для признания их несостоятельными применяются общие для все юр. лиц правила. Однако в силу их статуса имеются определенные нюансы процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Банкротство казенного предприятия

Источник: https://kalibr20.ru/urkons/bankrotstvo-municipalnogo-kazennogo-predprijatija/

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство унитарного предприятия

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Особенности реализации процедур банкротства государственных (муниципальных) унитарных предприятий

Глава 1. Особенности статуса унитарных предприятий

1.1. Понятие унитарного предприятия

1.2. Особенности регламентации деятельности государственных унитарных предприятий

Глава 2. Анализ причин банкротства унитарных предприятий

2.1. Анализ статистики банкротства ГУПов

2.2. Причины банкротства государственных предприятий

Глава 3. Особенности процедур банкротства унитарных предприятий

3.1. Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов

3.2. Инициаторы банкротства ГУПов

3.3. Основные направления предотвращения банкротства ГУПов

Фрагмент работы

Актуальность темы курсового проекта обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, исследования зарубежных экономистов по анализу сравнительной экономической эффективности предприятий, находящихся в собственности государства и частных лиц показывают, что государственные предприятия при прочих равных условиях устанавливают более низкие цены на свою продукцию; имеют большие мощности, чем это необходимо; больше средств тратят на строительство зданий и помещений; используют более капиталоемкие технологии; имеют более высокие операционные издержки; реже пересматривают цены, слабее реагируют на изменения в спросе; производят менее разнообразную продукцию; медленнее осваивают новую технику; имеют более продолжительные сроки службы высших управляющих .

Во-вторых, исследование Р. Капелюшникова предприятий российской промышленности в 1997-1999 гг. показало, что предприятия с крупнейшим собственником в лице государства находятся в заметно более тяжелом положении в сравнении с предприятиями других форм собственности .

Кроме того, российские государственные предприятия в целом сохраняют вышеназванные негативные особенности управления. Кроме того, именно они в наибольшей степени сохраняют стереотипы «нерыночного» поведения и имеют наибольшие препятствия на пути реструктуризации.

В-третьих, анализ деятельности унитарных предприятий позволяет предположить, что их количество явно не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю их деятельности.

Во многом это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий.

Многие из этих предприятий получили свой статус в основном в силу низкой ликвидности имущества, поэтому их основная деятельность не всегда отвечает интересам государства.

Целью курсового проекта является исследование динамики банкротств унитарных предприятий, их причин и механизмов реализации.

В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

— исследовать особенности статуса унитарных предприятий;

— провести анализ причин банкротства унитарных предприятий;

— исследовать особенности механизма банкротства унитарных предприятий;

— предложить направления работы по предотвращению банкротств.

При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии по теме курсовой работы, публикации периодической печати.

Структурно работа состоит из: введения; трех глав, в которых рассматриваются выше перечисленные задачи; и заключения.

1.1. Понятие унитарного предприятия

Основополагающим документом, содержащим подробную классификацию всех юридических лиц в рыночной экономике, стал новый Гражданский Кодекс РФ, принятый в конце 1994 г.

Именно в нем было дано определение унитарному предприятию, как «коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество» (ст. 113). Имущество унитарного предприятия объявлялось неделимым, т. е.

оно не могло распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могли создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Подробная сравнительная характеристика различных типов государственных унитарных предприятий и учреждений представлена в табл. 1.

Сравнительная характеристика унитарных предприятий по законодательству РФ

Применительно к государственным унитарным предприятиям в правах государства как собственника можно выделить следующие основные составляющие:

• право на участие в управлении предприятием;

• право на получение информации о деятельности предприятия и о его состоянии;

• право на получение части дохода от деятельности предприятия;

• право продать предприятие (или принадлежащую государству долю в его капитале) и получить при этом справедливое возмещение.

Неэффективность обеспечения данных прав государства в принципе может быть связана с двумя основными факторами:

• несовершенством имеющегося правового регулирования;

• слабостью правоприменения действующих норм.

На практике интересы государства по использованию принадлежащих ему прав собственности нарушаются вследствие следующих основных причин:

• специфические ограничения прав государства;

• подходы к проведению приватизации (размеру сохраняемой в государственной собственности доле капитала);

• неэффективность механизмов представления интересов государства;

• нерациональность распоряжения государственным имуществом;

• инфраструктурные ограничения (количество объектов управления в сопоставлении с возможностями министерств и ведомств, расходы на управление и т.п.).

Сама возможность эффективной реализации прав государства по управлению и распоряжению унитарными предприятиями, как и государственной собственностью в целом, ограничивается наличием целого ряда принципиальных проблем.

Банкротство государственных и муниципальных предприятий

Банкротство государственных и муниципальных предприятий

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)

Коммерческие (унитарные) предприятия обладают по закону особым правовым статусом. При возникновении проблем материального характера в их отношении также может инициироваться процедура несостоятельности. Но банкротство унитарного муниципального предприятия имеет определенную специфику. Подробнее об этом, читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Банкротство Казенного Предприятия По Заявлению Кредитора

Банкротство казенного предприятия

При этом иски о применении субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества унитарного предприятия) перед кредиторами должника вправе заявлять в суд только конкурсные управляющие должников в интересах всех конкурсных кредиторов.

Исключением являются случаи, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана выполнением обязательных указаний собственника имущества юридического лица или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»*(22) предусматривается, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Банкротство Казенных Предприятий

Учитывая, что по всем платежным обязательствам казенное предприятие отвечает принадлежащим ему имуществом, находящимся в федеральной собственности, то признание его несостоятельности находится внесудебной компетенции. Банкротство казенных предприятий определяется высшей исполнительной властью или уполномоченным органном государственной власти субъекта РФ, в чьем ведомстве находится данное предприятие.

В некоторых случаях, казенное предприятие может быть ликвидировано, реорганизовано или передано другому ведомству. Вы можете обратиться за онлайн консультацией и получить исчерпывающую информацию обо всех видах сделок, которые разрешено совершать на казенном предприятии. Консультации доступны для Москвы, Московской области и других регионов России.

Тема: Банкротство интернет-компании по заявлению кредиторов

Предыстория: с осени 2012 года интернет-компания трижды подавала заявление о собственном банкротстве. На заседания она не являлась и не предоставила требуемых документов, в результате ВСЕ эти дела оставлены без движения. Имеется куча кредиторов с исполнительными листами на суммы более 100к рублей.

Выплат по этим листам нет уже более полугода, так как примерно в ноябре счета были арестованы налоговой и до сих пор не погашены требования налоговой. Остальные кредиторы тупо встают в очередь со своими исполнительными листами — уже более 200. Имущества и активов в виде торговых марок у интернет-компании нет.

Вопросы:

если кто-то из кредиторов сейчас сам подаст заявление на банкротство должника, кто будет оплачивать банкротство и конкурсного управляющего? Денег на счетах должника сейчас нет, а вроде как надо 30тыс. в месяц на управляющего. Не понесет ли кредитор, подавший заявление, дополнительных расходов еще и на оплату конкурсного производства в размере 30К*N месяцев?

И более важный вопрос. Уголовные дела заводить отказывались (куча разных кредиторов писала заявления).

Какие возможности есть у процедуры банкротства по отмене предыдущих сделок? Известно, что должник платил десятки миллионов рублей за рекламу в Гугл и Яндекс, уже будучи должен.

Возможно ли отменить такие платежи, или Яндекс/Гугл покажут, что рекламные услуги были оказаны, а то, что при этом были долги другим — неважно. К сожалению, фактов о том, что деньги выводились на подставные счета/руководству , пока нет.

Действуя добросовестно АУ в период наблюдения, конечно может заявить о прекращении, как предлагает Nordee, и тогда идём к администрации района за субсидиаркой. Интерес в том -законно ли Унитарное преобразовано в Казенное?

Такой флеш-рояль выпал. я бы подурковал — это однозначно. Да еще в год Огненной Обезьяны. Только вот с инвентаризацией, как то аккуратнее? Через письменную рекомендацию АУ для и руками должника. Это мероприятие и соответствующая целевая служебная прыть при исполнении АУ своих обязанностей — не для процедуры наблюдения.

Мотив — в целях обеспечения сохранности имущества должника, получения учетных данных должника для проведения финансового анализа, анализа обстоятельств текущей процедуры банкротства, в том числе законности введения процедур банкротства для данной категории должника и принятия решений при подготовке отчета по результатам процедуры наблюдения..

Ну, как то так приблизительно. Тут много можно нафантазировать.

Банкротство муниципального предприятия

Кроме того, общие вопросы по процедуре признания МУП несостоятельным отвечать по своим обязательствам освещаются в 65-ой статье Гражданского кодекса.

ФЗ №127, выпущенный 26 октября 2002 года и носящий название «О несостоятельности», детально определяет особенности и порядок прохождения муниципальным унитарным предприятием процедуры банкротства.

65-ой статьи Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что, если юридическое лицо не является религиозной организацией, казённым предприятием, учреждением или политической партией, к нему применим общий порядок процедуры признания несостоятельности.

ФЗ №127, вступивший в силу 26 октября 2002 года, определяет следующий круг лиц, имеющих право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дела о несостоятельности МУП, с заявлением о банкротстве юридического лица: Должник; Организации или лица, выдавшие должнику кредит; Лица, осуществляющие трудовые обязанности на фирме должника; Государственные структуры или органы.

Это можно осуществить по решению собственника имущества казенного предприятия или по решению суда по основаниям, указанным в Гражданском Кодексе или в других федеральных законах (пп.1 и 2 ст.

35 Федерального закона

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

).

Необходимо отметить, что нормы, регламентирующие банкротство казенных предприятий, не урегулированы.

Так, в случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом (п.3 ст.

35 Федерального закона

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

).

Какие бывают нюансы у банкротства МУП

Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.

Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.

Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.

В есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности.

Банкротство бюджетных учреждений

Принимая самостоятельное решение по данным вопросам, помните (!):

  1. Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  2. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  3. Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Именно поэтому для вас работают бесплатные консультанты: Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу Или позвоните:

  1. Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  2. Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530 По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Особенности банкротства МУП

Они создаются муниципалитетами или гос.

У них отсутствуют права собственника на передаваемое учредителями имущество.

Использовать его возможно только на правах хозяйственного ведения, оперативного управления. Они отвечают по их собственным невыплаченным долгам всем своим имуществом.

Источник: http://arbitr-p.ru/vozmozhno-li-bankrotstvo-municipalnogo-kazennogo-predprijatija-86206/

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы.

Банкротство Муниципального унитарного предприятия с имуществом

Уполномоченный орган (ФНС России) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании должника МУП Д. несостоятельным (банкротом).

Требование ФНС России было обоснованно тем, что должник имеет недоимку по налогам и сборам, обязанность по исполнению оплаты по текущим платежам неисполненную более 3 месяцев и размер недоимки превышающий 100 000 (сто тысяч) рублей.

Определением Арбитражного суда заявление ФНС России было удовлетворено, в отношении должника МУП Д.

Банкротство МУП

Банкротство муниципальных унитарных предприятий, как процедура признания несостоятельности юридического лица, регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности ()» от 26 октября 2002 года.

Принципиально важным вопросом инициализации и проведения процедуры МУПов является наличие или отсутствие у руководителя предприятия-должника права на обращение в арбитражный суд, с соответствующим заявлением о признании несостоятельности должника («добровольное банкротство»).

Источник: https://sudznatoki.com/bankrotstvo-munitsipalnogo-kazennogo-predpriyatiya/

Водоканалы убережёт от банкротств казённый статус

Банкротство казенного предприятия

РИА Новости/Игорь Зарембо

В России перестанут создавать новые государственные и муниципальные унитарные ресурсоснабжающие предприятия, а имеющиеся МУПы и ГУПы преобразуют в казённые.

Такую законодательную меру предлагают в Правительстве, чтобы уберечь муниципальное имущество в случае финансовых проблем у предприятий, которые занимаются тепло-, водоснабжением и водоотведением.

Для простых потребителей это должно означать, что угрозы перебоев с водой и теплом из-за финансовых проблем коммунальщиков больше не возникнет.

Кабмин готов на уступки

После того как 11 июля Правительств внесло в Госдуму соответствующий законопроект, он получил неоднозначную реакцию у экспертов жилищно-коммунальной отрасли. В профильном Комитете палаты по энергетике поначалу даже посоветовали отозвать проект на переработку.

Читайте по теме «К законопроекту очень много замечаний, я переговорила с Николаем Николаевым (председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям), у Комитета по природным ресурсам тоже серьёзные претензии», — сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Парламентарии опасаются, что процедура введения публичного управления может усложнить процесс исправления ситуации как с юридической, так и с практической точки зрения.

Так, в отзыве думского Комитета по ЖКХ говорится, что ко второму чтению из документа надо исключить положения, предусматривающие осуществление процедур банкротства в отношении ГУПов и МУПов, у которых есть непогашенная задолженность, если они переходят в иную организационно-правовую форму.

Также из сферы его регулирования следует убрать организации, которые работают на основании концессионных соглашений и договоров аренды.

Разработчики из Минстроя готовы идти на компромиссы и прислушаются к дельным замечаниям, заверил заместитель главы ведомства Андрей Чибис.

«Проблема долгов унитарных предприятий и безответственного отношения к ним муниципалитетов — критическая, потому что у нас одни из самых главных должников в сфере коммунального комплекса — это как раз эти предприятия. Закрывать глаза было больше невозможно», — рассказал чиновник. Многие члены комитета, которые раньше возглавляли городские администрации, знакомы с такими проблемами на собственном опыте.

Всего законопроект состоит из шести статей. Первые две вносят изменения в федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устанавливается запрет на создание и функционирование унитарных предприятий в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Существующие МУПы и ГУПы должны быть преобразованы в казённые предприятия.

Проблема долгов унитарных предприятий и безответственного отношения к ним муниципалитетов — критическая.

По словам Чибиса, после обсуждения с бизнесом и руководителями муниципальных образований в Минстрое пришли к выводу, что кроме казённых предприятий тепло- и водоснабжением разрешат заниматься и государственным бюджетным учреждениям. В случае возникновения долгов их субсидиарно взыщут из муниципального бюджета.

Проблемные предприятия ждёт публичное управление

Также вносятся изменения в законы «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении», в Арбитражный процессуальный кодекс (статьи 3-5).

Этим блоком поправок вводится новый институт публичного управления, который позволит существенно ограничивать права ресурсоснабжающих организаций, в том числе частных, в случае больших проблем.

Их можно будет отстранять от владения и пользования имуществом при угрозе перебоев подачи воды или тепла для потребителей. Соответствующие решения будут принимать комиссии по ЧС по обращению главы региона.

«С одной стороны, участники рынка боятся, что региональные чиновники будут злоупотреблять этими возможностями, с другой, мы видим ситуацию, когда в определённый момент времени после многих предупреждений со стороны муниципальной власти и представлений прокуратуры оказывается, что нет топлива, а бригады не могут справиться с авариями», — пояснил Чибис. При этом полномочий у оказывающихся крайними глав администраций как-то вмешаться в ситуацию нет, из-за чего возникает «серая зона».

Читайте по теме «Сейчас если на котельной висит амбарный замок, ты не вправе туда войти, более того, если всё же входишь туда с МЧС, каждый раз возникают споры — а не превысил ли ты должностные полномочия? В итоге муниципальные чиновники вообще боятся что-то предпринимать», — продолжил замминистра.

Особенно остро эта проблема стоит для маленьких городков.

«Я сам два года назад такую ситуацию решал в Иркутской области — город Вихоревка с 20 тысячами жителей, где было минус 27 градусов», — привёл пример замглавы Минстроя.

По его словам, ко второму чтению предлагаемую кабмином процедуру публичного управления можно подкорректировать, например, запускать её не при риске возникновения чрезвычайной ситуации, а только когда факт ЧС уже зафиксирован.

Готовы в Минстрое изменить и статью 6 законопроекта.

В ней говорится об обязанности предприятий погасить всю кредиторскую задолженность в течение 18 месяцев со дня вступления документа в силу, о чём говорится в его 6-й статье.

Наличие непогашенной задолженности после этого срока влёчет возбуждение в отношении предприятия-должника процедуры банкротства. Ведомство согласно увеличить период с полутора лет до пяти.

Подпускать ли частников к водоснабжению

По мнению Галины Хованской, из сферы регулирования законопроекта следует убрать ресурсоснабжающие организации, которые работают на основании концессий и соглашений о государственно-частном партнёрстве. Иначе отрасль потеряет малейшую привлекательность для инвесторов.

Читайте по теме В том, что в наших реалиях водоснабжение не может нормально функционировать в руках частных компаний, убеждён депутат, экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.

«Водопровод — это кровеносные сосуды города. При теплоснабжении может быть альтернатива, а при водоснабжении её нет.

В конце концов, примите решение, что оно не может быть в частных руках, — сказал парламентарий — Учитывая, что на меня дважды возбуждали уголовные дела за силовой захват котельных в Нижнем, с ОБЭПом ночью пришлось выгонять частников, чтобы запустить тепло в жилые дома, приходилось банкротить водоканал для того, чтобы сделать санацию, в том числе по липовым долгам».

Если частник приходит в коммунальную систему, он делает это за кредитные ресурсы и за собственное вознаграждение. В результате вся нагрузка перекладывается в тарифы для населения, отметил Булавинов.

Объекты водоснабжения и водоотведения по закону не могут находиться в частной собственности, напомнил замглавы Минстроя.

«Они могут быть в аренде, в концессии. Может быть акционерное общество, но в нём не меньше 50 процентов в собственности публичной власти», — добавил он.

Экс-мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв поинтересовался, чем должна завершаться ситуация с публичным управлением. «Мы сняли напряжение, но не решили проблему. Так, в Таганроге, где частное лицо выкупило ведомственную котельную. Произошёл коллапс, котельная встала. Хорошо, мы запустили котёл, дали воду, тепло, а дальше что?», — поделился примером законодатель.

Водопровод — это кровеносные сосуды города. При теплоснабжении может быть альтернатива, а при водоснабжении её нет.

Процедура не может продолжаться дольше года, и в Правительстве готовы сдвинуть эти сроки, ответил Чибис.

«Дальше принимается решение насчёт аренды или концессии, если было существенное нарушение условий договора — расторжение и компенсация убытков. В случае, если это частная собственность, компенсация убытков за её счёт тоже возможна», — разъяснил он.

Не все МУПЫ плохи

На сегодняшний день в России 73 процента воды отпускают МУПы и ГУПы, и далеко не у всех проблемы, отметила Елена Довлатова, исполнительный ди⁠ректор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

«У нас прекрасный Водоканал Санкт-Петербурга, которым всем ставят в пример, муниципальный водоканал Екатеринбурга имеет такие технические достижения, которые единственные в мире, — эмоционально пояснила эксперт.

— Одним росчерком пера убрать все МУПы? Давайте перестанем делать изъятия из гражданского законодательства. В Гражданском кодексе хозяйственное ведение — это вещное право, которое распространяется по отношению к неограниченному кругу лиц.

По какому праву мы делаем изъятие в конкретной отрасли из вещного права?»

Читайте по теме С ответственностью публичной власти за те предприятия, которыми она владеет, действительно надо что-то делать, признал генди⁠ректор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

«Получается, что в этой сфере государство является основным нарушителем законодательства и во многом генерит те долги, которые возникают. Поэтому ответственность государства надо усиливать», — сказал он.

Что касается второго блока поправок, то введение публичного управления по отношению к предприятиям, которые находятся под контролем государства, выглядит странно, полагает эксперт. «С теми же арендаторами и концессионерами эту процедуру надо просто предусматривать в договорах», — предложил Макрушин.

Справка

Унитарное предприятие — организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Казённое предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества.

Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов.

Учредитель наделён правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.

Так как у казённых предприятий нет своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит, кроме случаев банкротства. Объявить банкротство казённого предприятия невозможно, чего нельзя сказать об унитарном.

Источник: https://www.pnp.ru/social/vodokanaly-uberezhyot-ot-bankrotstv-kazyonnyy-status.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.