+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностное лицо в уголовном праве

105.Понятие и признаки должностного лица

Должностное лицо в уголовном праве

Вприм. 1 к ст. 285 УК РФ ДЛ– лица, постоянно, временно или поспециальному полномочию осуществляющиеф-ции представителя власти либовыполняющие орг.-распор., адм.-хоз. ф-иив гос. органах, органах МСУ, гос. и мун.учреждениях, гос. корпорациях, а такжев Вооруженных Силах РФ, других войскахи воинских формированиях РФ.

Признаки:

1группа. Характер выполняемых ф-ций.

1)представителявласти.Это д.б. ДЛ правоохр.о или контролирующегооргана, или иное ДЛ лицо наделенное вустан. законом порядке распорядит.полномочиями в отношении лиц, ненаходящихся от него в служебнойзависимости.

2)организационно-распорядительныефункции,управляет деятельностью учреждения,организации, предприятия, отдела и т.п.Выполнение таких функций неизменносвязано с руководством людьми.

3)административно-хозяйственныефункции.контроль и распоряжение материальнымиценностями, организация их отпуска,получения, ответственного хранения,реализации и т.п.

ДляДЛ обязательносовершение действий, имеющих юридическоезначение,т.е. устанавливающих, изменяющих илипрекращающих права и обязанностифизических и юридических лиц.

2группа. Правовые основания наделенияДЛ соотв. ф-циями.

1)постоянноевыполнение ф-ций(закон, устав, инструкция, приказ илииной нормативный правовой акт назначенияна должность, в котором сформулированыправа и обязанности лица, занимающегоконкретную должность)

2)выполнениеэтих функцийвременно занимая должность.Это должно быть соответствующе оформлено.

3)выполнение функций ДЛ поспециальному полномочию,не занимая постоянно или временнодолжность в органах, учреждения и т.д.

Специальныеполномочия:

А)разовое,однократноепоручение(н-р: по доверенности лицо выполняет небудучи ДЛ, конкретное поручениепредставителя власти, А-Х функцию.

Б)спец.полномочие выдано на определенное время(н-р: присяжные заседатели, практика,стажеры следователя прокуратуры.

В)Эти лица могут совмещать функции ДЛ с основной работой.(н-р:мед. работники , которые выписываютлисток нетрудоспособности , преподавателивузов, которые считаются ДЛ при приемеэкзаменов , выставлении оценок на гос.экзаменах. ) Это специальное полномочиедолжно быть оформлено специальнымобразом (приказ, доверенность )

3 Группа. По месту выполнения функций:

Законназывает 4 таких места и соответственно4 категории ДЛ:

1.выполнение данной функции вгос. органах и органах МестногоСамоуправления.

2.В государственныхи муниципальных учреждениях– организации , созданные гос. органамилибо органами муниципальных образованийдля осуществления управленческих,социально- культурных и иных функцийНЕ КОММЕРЧЕСКОГО характера.

3.Вгосударственных корпорациях– это государственные унитарныепредприятия , которые создаются наосновании ФЗаконов.

4.Этовооруженные силы РФ,др. войска– это все виды и роды войск иорганы их управления и воинскиеформирования.

106.Злоупотребление должностными полномочиями и его отличие от дисциплинарного правонарушения

Объект:отношения в сфере законного функционированиягос., мун. органов, гос. мун. учреждений,гос. корпораций, вооруженных сил и др.войск и воинских формирований.

Предмета-нет

Объективнаясторона3 обязат признака:

1.Деяние- это использование ДЛ своихслужебных полномочий вопреки интересамслужбы. 2. Использованиеполномочий-означает совершение деяния (действия,бездействия) в рамках служебнойкомпетенции в сфере служебных полномочий, т.е. это лицо ВПРАВЕ совершать такиедействия или бездействия.

3.Вопрекиинтересам службы– это либо когда нарушаются правила,порядок, процедура выполнения служебныхполномочий, либо когда совершение деянияне вызывалось служеб. необх-ю и объективнопротиворечит целям и задачам деятельностисоответствующих органов, учреждений.

Бездействиев данном случае называется ПОПУСТИТЕЛЬСТВОМ.

Последствия-это существенное нарушениеправ и законных интересов гражданили организаций либо охраняемых закономинтересов общества или государства.

Причиннаясвязь– нужно всегда устанавливать использованиесвоего положения с последствиями.

Составматериальный.

Субъективнаясторона:умышленная форма вины. Умысел прямойили косвенный.

-лицо сознает, предвидит, желает (либоне желает, и безразлично относится)

Обязательныйпризнак:мотив- корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстнаязаинтер-ть- это стремление лица получитьдля себя или для др. лиц выгоду имущест.характера, либо освободится от обязательствматериального характера

Субъектспециальный(должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФлицо, занимающее государственнуюдолжность Российской Федерации илигосударственную должность субъектаРоссийской Федерации, глава органаместного самоуправления.

Ответственностьс 16 лет

Квалифицированныевиды:

Ч.2 ст. 285- злоупотребление полномочиямилицом , занимающими гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ , а равноглавой органа МС . ( п. 2 , 3 прим. к ст. 285)

Ч.3ст. 285- повлекшие тяжкие последствия –понятие оценочное (пример : крупныеаварии, значительный материальныйущерб, причинение смерти по неосторожности,самоубийство)

107.Превышениедолжностных полномочий, формы исоставообразующие признаки.

Объект:отношения в сфере законного функционированиягос., мун. органов, гос. мун. учреждений,гос. корпораций, вооруженных сил и др.войск и воинских формирований.

Объективнаясторона:

1)состоит в совершенииобщественно опасных действий,явно выходящих за пределы полномочийдолжностного лица. Для превышенияхарактерно совершение действий:

а)входящихв компетенциюДЛ данноговедомства;

б)входящих в компетенцию ДЛ другоговедомства;

в)которые моглибыть совершены только коллегиально;

г)хотя и входящих в его компетенцию, нокоторые оно могло совершить при наличииуказанных в законе или ином НА условии.

Всеформы превышениядолжныявно (очевидно) выходитьза пределыпредоставленных ДЛ полномочий.

2)Обязательнымпризнакомявляются преступные последствия.

3)Причиннаясвязь –обязательный объективный признак.

Субъективнаясторона:умышленная форма вины. Умысел прямойили косвенный

Субъектпреступления:специальный – должностное лицо.

Квалифицированныйсоставпревышения (ч. 2) может быть вменен только:

а)лицу, занимающему государственнуюдолжность РФ;

б)лицу, занимающему государственнуюдолжность субъекта РФ,

в)главе органа местного самоуправления.

(ч.3) образуют деяния, предусмотренные ч.1 или 2 статьи, если они совершены:

а)с применениемнасилия или с угрозой его применения.Физическое насилие может сопровождатьсянанесением ударов, побоев (ст. 116 УК),истязаниями (ст. 117 УК).

Источник: https://studfile.net/preview/6189604/page:34/

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Должностное лицо в уголовном праве

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.
2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Что такое должностное лицо? Определение, права, обязанности и ответственность должностных лиц

Должностное лицо в уголовном праве

  • 10 Ноября, 2018
  • Руководства
  • Сергей Коротченко

Часто большинство граждан задаются вопросами, что такое должностное лицо? Кто занимает высокие руководящие должности? Чем эти люди отличаются от обычных работников? На все эти и многие другие вопросы дает ответ кодекс по административным отношениям или юридически правильно выражаясь кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП). Так, давайте разберем все эти вопросы, а также узнаем статус, обязанности и права должностных лиц.

Понятие

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной.

Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения.

В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Должностное лицо как гарант защиты граждан

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Выполняя функции хозяйственного, распорядительного, административного и управленческого характера эти лица осуществляют свои задачи в рамках таких областей, как:

  • региональных и государственных учреждений;
  • Вооруженных Сил России;
  • местном самоуправлении.

Все лица, имеющие полномочия, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность за выполнение и не выполнение определенных мер по достижению поставленных задач.

Статус как право к действию

Кто является должностным лицом по закону? Ответить можно, только обозначив статус должностного лица. Все это возможно по средствам присвоенных полномочий и сферы деятельности. Важно учитывать, что статус не влияет на поставленные задачи и наделенные функции.

Лицо, наделенное властью, может исполнять доверенные права или воздержаться от их исполнения. При этом обязанности остаются неотделимыми.

То есть в этой области присутствует равенство между диспозитивными и императивными началами юридической практики.

На административных началах присутствует вероятность отказа от публичной и частной деятельности, относящаяся к полномочиям должностного лица. А вот в уголовной области лицо вправе осуществлять только публичные компетенции.

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства.

В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти.

В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера.

Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП.

И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица.

Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП.

А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы.

Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Меры пресечения наказаний

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица – это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика.

И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности.

В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах.

Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

«За» и «против» должностных лиц

Права и обязанности должностных лиц – это неотъемлемые «за» и «против» всего юридического статуса таких граждан. Ведь вопросы придания ответственности этим лицам следует повествовать от имени этих граждан.

Структура государственных органов построена на принципе защиты правящего строя и борьбе с отсутствием законной мысли. Главной функцией всей системы выступает аргументированное, легитимное, честное привлечение нарушителя к ответственности по закону.

В рамках такого процесса определяют государственных представителей, являющимися должностными лицами и осуществляется наделение компетенциями.

В России более сотни контролирующих органов имеют дела с административными нарушениями.

Например, органы внутренних дел насчитывают более 50 типов таких нарушений, начиная от области дорожного передвижения и заканчивая защитой правопорядка.

В этих структурах должностными лицами выступают руководители подразделений и их заместители. Они же и выносят на рассмотрение все правонарушения касательно части норм регулирования.

Функции должностных лиц

Рассмотрение функциональных обязанностей различного рода должностных лиц лучше проводить на примере. Так, ОВД охватывают значительную часть всех функций в сфере предупреждения и предотвращение нарушений.

Совершается изучение случаев по таким обстоятельствам, как алкогольное опьянение в общественном месте, хулиганство, не соблюдение правил и норм дорожного движения, положений на государственной границе и т. д.

Управление ОВД охватывает множество областей из жизни населения, при этом она не всевластна. Важно обозначить, что при попытке не законного действия или бездействия должностное лицо также может быть выявлено и наказано соответствующими органами правопорядка.

Уполномоченные ведомства

Право решать причастность к административной ответственности зависит от степени правонарушения. Для обеспечения максимального охвата всех сфер и степени можно обозначить такие ведомства, как суды всех уровней, ОВД, военкоматы, налоговые и таможенные структуры, органы представительской власти и т. д.

Шаги к успеху

Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность.

В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата.

Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:

  • быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
  • быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
  • помнить о данных обещаниях;
  • уметь учитывать риски и юридические издержки;
  • быть культурным вне зависимости от ситуации.

Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.

Заключение

Быть государственным служащим – это чрезвычайно ответственная роль в любом виде деятельности. Без таких людей, отказывающихся от своего времени, большинство мероприятий и важных решений не смогли бы существовать.

Каждый чиновник становится «лицом» мероприятия на любой встрече. Люди часто судят всех чиновников, по поведению отдельных лиц, а это значит, что они должны вести себя профессионально и ответственно в любой ситуации.

Такие качества, как честность, надежность и уважение являются обязательной частью любого должностного лица. Это включает и то, как они ведут себя, относятся к другим людям до, во время и после любых мероприятий. Должностные лица по праву несут ответственность за свои действия и отношения.

Источник: https://fin-az.ru/438617a-chto-takoe-doljnostnoe-litso-opredelenie-prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-doljnostnyih-lits

Понятие должностного лица и преступления в уголовном праве

Должностное лицо в уголовном праве
Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию.

Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Страны в уголовном законодательстве которых содержится понятие преступления? К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностные преступления как вид преступлений

Большая часть должностных преступлений совершается, как правило. путем действия, некоторые из них (злоупотребление властью или служебным положением, халатность), некоторые выражаются в бездействии.

Любое должностное преступление всегда нарушает определенные правовые установления. При этом действие (бездействие) применительно к некоторым должностным преступлениям может иметь место формально в пределах служебной компетенции лица.

Субъективная сторона всех должностных преступлений (кроме халатности) характеризуется только умышленной виной. Объективная сторона должностного преступления заключается в общественно опасных действиях (бездействии) виновного, которые совершаются вопреки интересам службы и единственно в силу занимаемого должностного положения.

В свете выше изложенного необходимо остановиться на двух спорных законодательных решениях, создающих или могущих создать значительные трудности для правоприменительной практики. Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, регулирующих деятельность государственного (а также общественного) аппарата.

Государственный аппарат — совокупность всех элементов государства, включающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, а также аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями. 2.

Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:Последствия- это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. А) разовое, однократное поручение (н-р: по доверенности лицо выполняет не будучи ДЛ, конкретное поручение представителя власти, А-Х функцию. Понятия этого квалифицирующего признака в Уголовном кодексе нет. Поэтому следует обратиться к нормативным актам других отраслей права.

Так, в п. 1 ст.

16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года под главой муниципального образования понимается выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. преступлений выступают должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации дал определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].

Необходимость разрешения этих вопросов, а также некоторых других сопутствующих проблем, и предопределила актуальность и выбор темы настоящего исследования. Вместе с тем, несмотря на значительный и не утихающий интерес со стороны ученых и практических работников к данной теме, нельзя сказать, что все основные проблемы решены.

История развития понятия состав преступления в уголовном праве? Разумеется, общее учение о субъекте должностных преступлений постепенно развивается.

По мере накопления эмпирического материала, исследования отдельных вопросов государственного и общественного устройства в науке собственно уголовного права предлагаются пути совершенствования и новые направления развития соответствующего института.

  • представитель власти;
  • имеет организационные и распорядительные компетенции;
  • административно-хозяйственные полномочия;
  • специальное полномочие.

Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.

Юридические статьи

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их. [2]

Крепицкий И. «Должностное лицо в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

Думается, что дело здесь — в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами.[3] Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред.

Г. И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: 2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров, правления и т. п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности. Лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам)*. Думается, необходимо внести изменения также в примечание к ст. 318 УК РФ, поскольку в нем нарушен логический запрет давать определение через подобное: в примечании к ст.

По сравнению с общим субъектом преступления, являющимся физическим вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, установленного уголовным законом, он, обладая этими признаками, характеризуется еще и дополнительным признаком, обусловленным тем или иным статусом лица, занимающего то или иное служебное положение.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.». ции. Понятие преступления и правонарушения в современном уголовном праве? Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•

Следует иметь в виду, что законодатель в УК РСФСР 1922 года под должностными преступлениями понимает такие общественно опасные деяния, которые могут быть совершены исключительно должностным лицом. Поэтому среди составов должностных преступлений мы встречаем не только собственно должностные преступления, посягающие на порядок работы органов власти и управления, но и иные виды преступлений, где нормальное функционирование государственного аппарата выступает дополнительным объектом преступного посягательства.

В этой связи представляется целесообразным определить историко-социальные предпосылки, обусловившие появление и законодательное закрепление понятия «должностное лицо в уголовном праве.

Еще в конце ХIХ в. известный русский криминалист А. Ф. Кистяковский указывал, что «без света истории как науки, трактующей о постепенном развитии рода человеческого, уголовное право прежних формаций являлось бы во многих пунктах произведением умопомешанного [13, с. 41].

Начатые во второй половине 1980-х годов экономические реформы, принципиальное изменение политических институтов и государственной идеологии привели к иному взгляду на должностное лицо.

Реформирование экономической и политической системы российского общества выявили ограниченность системы должностных преступлений, и в частности – понятия должностного лица. Рассмотренная выше тенденция к ограничению круга лиц, признаваемых должностными, и была законодательно закреплена в УК РСФСР 1960 года. Принятый в 1926 г.

второй УК РСФСР [18] не внес каких-либо принципиальных изменений в определение понятия должностного лица и в легально определенную систему должностных преступлений.

Понятие должностного лица в уголовном праве

Примечания. 1.

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

ции в государственных органах,органах местного самоуправле-ния, государственных и муниципальных учреждениях, государст-венных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других вой-сках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции в тех же органах,Отечественное право не содержит единого понятия должно-стного лица. Уголовно -правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст.

285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: (я думаю понятие которое ты назвала будет достаточно я там разберусь) просто можешь сказать ) а) лица, осуществляющие функции представителя власти;3.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/ugolovnaya-otvetstvennost/ponjatie-dolzhnostnogo-lica-i-prestuplenija-v.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.