+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Дотация и субсидия

Субвенция: что это такое простыми словами, в бюджете, отличие от субсидии, отличительные признаки субсидирования от дотации

Дотация и субсидия

Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах.

При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов.

В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате. Так чем отличается субвенция от субсидии?

Определения

Чтобы разобраться в разнице этих понятий, обратимся к их словарным определениям. Для этого заглянем в современный словарь экономических терминов.

Субсидия – характерные черты и предназначение

Что же такое субсидия и какие ее характерные черты? Согласно словарю, это «разовое пособие, предоставляемое из средств государственного бюджета».

При этом предоставляться такая помощь может напрямую физическому лицу в виде выплат (прямая субсидия) или в виде льгот (косвенная субсидия).

Также средства могут быть перечислены на счет местных органов, чтобы в последующем ответственные организации довели выплаты до адресата.

То есть конечная цель субсидии – финансовая поддержка нуждающихся граждан или софинансирование расходов местного бюджета. Субсидирование – это область социальной политики.

Понятие субвенции в Бюджетном кодексе

Теперь посмотрим, что значит субвенция. В том же словаре читаем, что это «пособие, выделяемое одними субъектами другим для финансирования определенного мероприятия». То есть в данном случае это не адресная социальная помощь населению, а вложение в крупный проект на уровне бюджетов органов власти.

Субсидия предоставляется безвозмездно. Субвенция же предоставляется под конкретные цели, и в том случае, если средства освоены не полностью, остаток подлежит возврату.

Когда назначаются – отличительные признаки

Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.

Субсидии

Отличительные признаки: субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:

  1. Граждане Российской Федерации или официальные резидентам, постоянно проживающие на территории РФ.
  2. Не имеют долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  3. Имеют постоянную регистрацию и жилье (подтверждается договором найма или документами о наличии жилья в собственности).

Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:

Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.

Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.

Субвенции

С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок от органов местной власти.

Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти.

После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства.

Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.

Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.

Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.

Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.

Виды денежных выплат  из государственного бюджета

И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.

Что предполагает субвенция – дотации из федерального бюджета

Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций по регионам различаются по цели и включают в себя такие денежные выплаты:

  1. На осуществление своих полномочий органами местной власти (на формирование регионального бюджета).
  2. На покрытие дефицита бюджета субъекта РФ (на выравнивание показателей средней обеспеченности всех регионов).

Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.

Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа.

В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу.

В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.

Чем отличается субсидия

Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.

Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.

На данный момент существуют следующие виды субсидий:

Из последних обновлений в законодательстве можно отметить выделение средств на помощь по выплате ипотечного кредита и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.

В чем разница при оформлении субвенции, предоставление каких документов включает

для того чтобы оформить субвенцию, необходимо в установленном порядке направить заявку в центральный орган власти. в этом документе должно быть отражены расходы по прошлому периоду, планируемые траты, обоснована их целесообразность.

при этом сумма субвенции не устанавливается самим органом местного управления. существует определенная методика определения общего размера данных выплат.

после утверждения и получения на счет регионального бюджета субвенции, она будет распределена между нуждающимися ведомствами. они, в свою очередь, будут обязаны каждый квартал представлять отчеты о реализации средств, выданных в рамках этой финансовой поддержки.

контроль над соблюдением всех процедур возложен на специальные надзорные органы, которым также направляются отчеты.

какие документы предоставляются для получения субсидии

если вы считаете, что имеете все основания претендовать на льготу или пособие, первое учреждение, с которым придется подружиться – это всем известный собес, а ныне орган социальной защиты населения.

вам нужно определить, к какому из многочисленных филиалов данной структуры вы прикреплены по прописке.

там же абсолютно бесплатно вы сможете получить консультацию и актуальный список необходимых документов (помним, процедура получения субсидий может меняться несколько раз в год). но вам абсолютно точно понадобятся:

дальше необходимо собрать необходимые справки, убедиться, что вы действительно относитесь к социально незащищенным, малоимущим или особым группам граждан, имеющим право на льготы.

после подачи всех документов и заявления нужно ждать. в среднем срок ожидания варьируется от 10 дней – в зависимости от вида субсидии. в назначенный день приходить за решением, которое может быть как положительным, так и не в вашу пользу.

помните, что отрицательное решение по вашему заявлению о предоставлении субсидии можно обжаловать в вышестоящем органе или суде.

обращаясь за субсидией, необходимо также понимать, что вы несете ответственность за предоставленные сведения. подача заведомо ложной информации будет иметь последствия.

в отличие от субвенции, субсидия предоставляется безвозмездно.

выводы

Еще раз кратко о разнице между субсидией и субвенцией.

СубвенцияСубсидия
Распределение госбюджетаСоциальное обеспечение
От одного органа государства другомуОт государства гражданам
Может быть возвращенаПредоставляется безвозмездно

Слово «субсидия» широко вошло в словарь рядового гражданина, потому что этот экономический термин любого из нас непосредственно касается – субсидирование тесно связано с социальной политикой.

Субвенция же относится к внутренней экономике государства и системе дотаций из федерального бюджета в пользу субъектов РФ, поэтому это слово встречается не так широко.

С этим и связано смешение данных понятий.

Также читайте про виды налоговых вычетов и про их получение.

Источник: https://ostr.online/sotsialnoe/lgoty-i-vyplaty/subsidii/subventsiya-otlichaetsya-ot.html

Субсидии и субвенции: в чем их сходства и различия, чем отличаются от дотации и кто на них имеет право

Дотация и субсидия

Россияне неизбежно сталкиваются с финансовыми понятиями. Чаще они звучат при предоставлении материальной помощи нуждающимся категориям граждан. В обиходе отчисления называют дотациями, субсидиями или субвенциями, подразумевая синонимы.

Однако, с точки зрения экономики, обозначенные термины означают разные поступления. Главным критерием, по которому разделяются трансферты, является условие их предоставления.

Итак, что же собой представляют указанные переводы и каким критериям должен отвечать получатель?

В чем заключается разница?

Из представленных ранее определений можно сделать вывод, что отличия устанавливаются по целевому назначению денежного потока и получателю.

Так, субвенция не может использоваться в качестве формы материальной поддержки нуждающихся граждан. Ее передача осуществляется между бюджетами. Субсидии, напротив, чаще выдаются гражданам.

При этом не стоит забывать, что такие преференции могут принимать натуральный вид (лекарства, учебники, одежда).

Важно! Все указанные выплаты не облагаются по линии ФНС. Решение о перечислении принимается уполномоченными органами. Если говорить о межбюджетных трансфертах, то перевод, как правило, осуществляется из вышестоящей казны.

Субсидия

Под субсидией понимается разовое пособие, предоставляемое за счет бюджета соответствующего уровня. При этом деньги могут перечисляться гражданам напрямую. В последнем случае допускаются два варианта: прямое начисление и косвенное (льготы).

Помимо этого, средства перечисляются местным органам для последующей адресной поддержки населения. Таким образом, субсидия имеет социальную направленность, выраженную в прямом финансировании заинтересованных лиц и местных бюджетов.

Субвенция

Данный межбюджетный трансферт не имеет прямого отношения к социальной политике. Деньги выделяются для организации конкретного мероприятия.

В данном случае поступления нацелены на реализацию определенного проекта, разработанного органами исполнительной власти.

В отличие от субсидии субвенция имеет строго целевой характер и обязательна к возврату в случае нарушения сроков ее использования. При этом вернуть придется только остаток, а не всю сумму целиком.

Когда назначаются?

Помимо обозначенных ранее отличий, нужно понимать, на каких условиях получатель может принять ассигнования.

На какие цели используются средства, полученные в форме субвенции

Как уже было отмечено, такие выплаты предоставляются на определенные цели. В списке популярных расходных статей значатся:

  • регулярная или единовременная поддержка малоимущим, детям, имеющим ограниченные возможности здоровья;
  • отчисления детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;
  • капремонт дворовых проездов;
  • обеспечение медицинских учреждений, амбулаторий, медоборудованием и материалами;
  • ремонт в дошкольных образовательных организациях, приобретение спортинвентаря;
  • иные программы.

Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?

Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений.

Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность.

Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.

Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:

  • фундаментальная наука;
  • агропромышленный комплекс;
  • космические исследования;
  • иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.

Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.

Заключение

Таким образом, формы трансфертов, предусмотренных бюджетным законодательством, отличаются по целевому признаку и порядку выделения помощи. Субвенция не начисляется гражданам и предназначена только для юридических лиц, подтвердивших свою потребность.

Источник: https://semyahelp.ru/subsidii/chem-otlichayutsya-subventsiya-subsidiya-i-dotatsiya

Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Дотация и субсидия

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.  

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования.

Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований.

Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств.

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).  

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели.

Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ.

Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе.

Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты).

Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям.

Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков.

Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе.

Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий.

При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений.

Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям.

По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности).

Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г.

– субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г.

– выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам.

Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

– наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

– наличие квалифицированного кадрового потенциала;

– объем дополнительного софинансирования программы;

– наличие утвержденной социально ориентированной программы;

– удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ.

Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов – доноров (их порядка 11).

Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii

В чем разница между субсидией и субвенцией

Дотация и субсидия

В задачи государства входит помощь своим гражданам. Из-за некоторых обстоятельств у отдельных категорий граждан может появиться потребность в получении дополнительного финансового обеспечения.

Причинами для такой потребности могут стать вооруженные конфликты, сложная жизненная ситуация, понижение уровня заработка или получение инвалидности.

Достаточно часто нехватка денежных средств возникает сразу у целого региона страны. В таких сложных случаях правительству приходится перераспределять бюджет, чтобы помочь сразу нескольким населенным пунктам.

Общая характеристика

Рассмотрим более подробно.

Субсидия — что это?

Под субсидией подразумевается мера финансовой поддержки, выделение которой осуществляется из средств регионального или федерального бюджета. Выплата передается организации или человеку.

Среди основных свойств такой меры поддержки можно выделить:

  1. Наличие долевого финансирования;
  2. Денежные средства должны быть на выполнение конкретной цели;
  3. Выплату не нужно возвращать обратно.

К примеру, денежные средства могут быть выделены человеку для строительства своего жилья. В отношении юридических лиц такая мера поддержки может быть применена для возможности реализации ими каких-либо инвестиционных проектов.

Что такое дотации

Под дотацией подразумевается пожертвование, которое не нужно возвращать. Выдача данных денежных средств предоставляется без определенных целей использования, поэтому факт их трат государством никак не контролируется.

Основания, по которым возможно назначение

Рассмотрим нюансы назначения.

Основания для предоставления субвенции

Выплата субвенций осуществляется только на основании заранее полученных заявок от органов муниципальной власти. Согласно закону, административные служащие в каждом субъекте РФ должны проанализировать свои расходы за прошедший период, определить потребности.

На основании проведенного анализа составляется заявка, которая направляется на рассмотрение в правительство. Все требования, указанные в этом документе рассматриваются и обсуждаются. Та часть, которая получила одобрение, получит право на субвенцию.

Все неизрасходованные средства в конце расчетного периода должны быть возвращены. При этом выход за пределы оговоренной суммы и получить большой остаток нежелательно — это свидетельствует о том, что расчеты были осуществлены неверно, и часть средств была удержана без необходимости.

Основания для выплаты дотации

Дотация может предоставляться нескольким категориям получателей на различных основаниях:

  1. Трансферт из государственного бюджета в бюджеты другого уровня;
  2. Предоставление средств организациям для покрытия расходов на издержки производства;
  3. Предоставление выплат гражданам для покрытия их убытков.

Виды выплат

Все денежные выплаты предоставляются для удовлетворения получателем определенных целей. В зависимости от того, на какие именно цели будут потрачены средства, материальную поддержку можно подразделить на несколько видов.

Субвенцию можно подразделить на виды в зависимости от тенденций, существующих в государственной экономике. В основном же подразделение на типы происходит в зависимости от целей:

  1. Осуществление полномочий органами местной власти;
  2. Покрытие дефицита бюджета;
  3. Выполнение государственного заказа.

Виды субсидий зависят от основных направлений соцподдержки в стране:

  1. Поддержка семьи;
  2. Разделение ответственности при уходе за недееспособным человеком.

Субсидии могут предоставляться гражданам в качестве пособия, а могут иметь вид льгот, К примеру:

  1. Выплаты на покупку жилья;
  2. Льготы при оплате ЖКХ;
  3. Помощь в открытии своего бизнеса;
  4. Выплата детских пособий;
  5. Льготы для военнослужащих;
  6. Квоты на лечение.

Оформление выплаты

Рассмотрим нюансы оформления.

Как оформить субсидию

Если человек имеет право на получение субсидии, он должен обратиться в соцзащиту. В этом госоргане можно не только сдать документы, но и проконсультироваться о возможности получения выплат или льгот.

Так как перечень субсидий и порядок их получения постоянно меняется, перед подачей заявления лучше уточнить точный перечень документов. Вне зависимости от изменений точно потребуются:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Заявление о получении субсидии;
  3. Справки, которыми можно подтвердить, что человек действительно обладает правом на получение выплат.Примерная форма заявления о предоставлении субсидии на оплату ЖКХ

Срок ожидания рассмотрения заявления и всех сопутствующих документов составляет 10 дней.

Как оформить получение субвенции

Для оформления субвенции, представитель региональной власти должен составить заявку по установленной форме и передать ее в центральный орган власти. В документе должна содержаться информация о расходах, понесенных субъектом РФ в прошлом году, планируемые траты в текущем периоде, обоснованность заявленных требований.

Читать так же:  Льготы инвалидам 1, 2 и 3 группы в 2020 году

Сам орган местной власти не устанавливает сумму господдержки самостоятельно. Расчет суммы производится по определенной методике.

После получения денежных средств, орган региональной власти распределяет сумму между нуждающимися ведомствами. В свою очередь получатели обязуются ежеквартально предоставлять отчеты об использовании средств, полученных в качестве поддержки.

Оформление дотации

Для субъектов РФ действует специальный порядок получения дотаций, оговоренный в Бюджетном кодексе. В этом же нормативном акте оговорены нюансы получения денежных средств для определенных регионов страны.

На данный момент выплаты могут быть предоставлены для нескольких нужд:

  1. Выравнивание обеспеченности субъектов в бюджетных средств;
  2. Поддержка сбалансированности регионов РФ.

В области предпринимательской деятельности дотации чаще всего предоставляются для сельхозпроизводителей, так как эта категория бизнеса чаще всего вынуждена продавать свои товары ниже их реальной себестоимости.

Денежные средства выплачиваются только крупным предприятиям.

Документы для оформления

Среди основной для выделения субвенций можно выделить несколько нормативных актов, решений органом местного самоуправления, целевых программ.

В зависимости от вида субсидии и субвенции, получатель должен позаботиться о предоставлении определенного пакета документов. Точный перечень бумаг напрямую зависит от причины обращения за выплатой, поэтому его нужно уточнять в каждом конкретном случае.

Области, в которых применяются выплаты

Рассмотрим основные моменты.

Выплата субсидии

Претендовать на получение субсидированных выплат вправе малоимущие семьи, социально незащищенные граждане, при условии, что они соответствуют нескольким оговоренным на законодательном уровне требованиям.

Если рассматривать этот вопрос более детально, чаще всего выплаты предоставляются:

  1. Лицам, достигшим пенсионного возраста;
  2. Гражданам с инвалидностью;
  3. Молодые семьи и семьи, официально признанные многодетными.

Основным условием получения материальной поддержки является возможность человека доказать, что его доход составляет ниже прожиточного минимума, и он нуждается в помощи.

Когда возможно получение субвенции

Выплата субвенции происходит только при условии долевого участия правительства в финансировании. Отличительной особенностью данной поддержки является то, что местные власти должны потратить не только деньги, полученные в рамках субвенции, но и собственные средства. Это обстоятельство вынуждает органы местной власти заниматься поисками дополнительных источников для получения дохода.

Предоставление дотации

Основное отличие дотаций от иных видов материальной поддержки заключается в том, что эти выплаты — невозвратны. То есть регионы, организации и граждане, получившие материальную поддержку, могут не заботиться о необходимости возврата денежных средств или их целевом использовании.

Как правило, дотации выплачиваются с целью покрытия недостатка бюджета. В отношении предприятий — для продержки организаций, чтобы пресечь банкротство.

Граждане вправе обратиться за получение дотационной выплаты только при условии отношения к льготной категории.

В чем отличия и сходства субвенций и субсидий

Читать так же:  Льготы медработникам в 2020 году

ФакторыСубвенцияСубсидия
Возвратность средствПодлежит возврату при неиспользовании по целевому назначениюВозвращать не нужно
Форма выдачиТолько деньгамиЧем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)
Кому выдаетсяБюджет более низкой ступени, юридические лицаТе же + частные лица
НалогообложениеНе облагаетсяНе облагается
ЦелевоеОбязательноНе обязательно
Контроль за целевым использованиемНесложен и обязателенМожет быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей
Объем инвестицийМожет полностью покрывать необходимый объем средствВыделяется только на условиях софинансирования

Дотации и субвенции: что общего между этими понятиями

Денежные средства, предоставляемые в качестве дотации, не требуют в дальнейшем возврата и их использование не контролируются. Как показывает практика, хозяйственные структуры применяют данную форму финансирования достаточно редко. Чаще всего такие выплаты представляют собой пожертвования в специализированные фонды.

Как правило, дотации имеют социальные цели. Денежные средства могут выделяться гражданам и организациями, и госучреждениями.

Дотация — это доплата к имеющимся средствам, которая не имеет целевого назначения. Чаще всего ее рассматривают в качестве материальной помощи, которую можно потратить на свои текущие нужды.

Источник: https://zakonoved.su/v-chem-raznica-mezhdu-subsidiej-i-subvenciej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.